«Мой ребенок гиперактивный. Что делать?» Этот призыв о помощи часто приходится слышать детским психологам. Часто родители сами ставят этот диагноз ребенку, иногда «помогают» воспитатели детских садов, врачи или психологи. Но что же на самом деле гиперактивность? Как распознать и как помочь своему малышу?
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.Есть и второе название – СДВГ – синдром дефицита внимания.
На что сразу хочу обратить внимание. Грамотный невролог, психолог или психиатр – не поставит это диагноз до 5-6 лет! Всегда дико видеть эту запись в медицинских картах детей в полтора-два года.
О чем мы еще должны договориться. Если вашему ребенку уже есть 5 лет, вы видите, что он не может заниматься одним видом деятельности больше времени положенного по возрасту (в пять лет это 15-20 минут на один вид деятельности, например, рисует спокойно 15 минут) тяжело засыпает, «ерзает» сидя на одном месте, легко или резко у малыша меняется настроение – начните с визита к неврологу. Доктор проведет необходимые тесты, назначит пройти ЭЭГ и по результатам возможно назначит терапию.
Так, а теперь о том с чем идут к психологу. - с малышами до 4 лет- с тем, что ребенок не сидит на месте, - не хочет играть один, - проявляя протест, постоянно кричит или падает в истериках на пол,- плохо спит, часто просыпается.- Слишком активен, в понимании мамы.
Конечно, это классическое «горе от ума» Мамы читают много книг, журналов, часто сравнивают своих детей с другими «идеальными малышами», которых посадили около коробки и игрушками и они сидят там два часа. Я не буду вам говорить, о том, что не надо сравнивать детей, что ваш особенный и развивается по своему сценарию, я предложу вам мини тест, ответы на который будут «да» или «нет»1. Вашему ребенку меньше пять лет? 2. Ваш ребенок может заниматься одним делом (которое ему интересно) 5-10 минут (например, играть или смотреть мультик)? 3. Ваш ребенок спит более трех часов подряд во время ночного сна? 4. Ваш ребенок может посидеть у вас на руках, или самостоятельно на месте?5. Ваш ребенок способен спокойно употреблять пищу? Находясь при этом в стуле или на руках? Если хотя бы 4 из 5 ответов ДА – у вас просто активный малыш, все что вы ему приписываете вряд ли имеет отношение к диагнозу СДВГ.
Для детей старше 5 лет, есть такая таблица, которую используют как подсказку психологи.
Критерии оценки |
Гиперактивный ребенок |
Тревожный или активный ребенок |
Контроль поведения |
Постоянно импульсивен |
Способен контролировать поведение |
Двигательная активность |
Постоянно активен |
Активен в определенных ситуациях |
Характер движении |
Лихорадочный, беспорядочный |
Беспокойные, напряженные движения |
Разобрались? Что же делать? Если вашему ребенку поставлен диагноз, то начать коррекцию с невролога. Терапия, которую они проводят поможет ребенку уравновесить нервную систему, и взять ее под контроль. Ему станет легче в обучении, в принятии решений, уходить тревожность и раздражительность. После этого детский психолог сможет подсказать вам комплекс упражнений для регуляции внимания. Часть из них я опишу ниже.Это классическая схема, которую вам посоветуют: 1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.12. Предоставлять ребенку возможность выбора.13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!
А теперь советы тем мамам, у чьих детей, на самом деле, нет проблемы!
1. Позвольте ставить диагнозы врачам. 2. Примите, что ребенок развивается в движении, ему это жизненно необходимо3. Посмотрите на себя, буквально, лучше с помощью фотографий и видео, и так же разберите поведение вашего мужа. Вы спокойны, тихо сидя в кресле проводите свое время, вам нравится часами заниматься одной и той же деятельностью? Нет? Ой, может быть это ВАШ ребенок?)4. Если вы хотите, что ребенок вас слышал и выполнял то, что вы просите, делайте это правильно. Инструкция должна быть краткой и немногословной. Она должна состоять из очень конкретных и понятных ребенку шагов. 5. Уменьшайте количество запретов! Это то, что вносит противоречие и сумятицу в детские головы. Жизнь в клетке из запретов вынуждает с ними бороться всеми доступными методами! 6. Давайте ребенку время! Это очень важно! Прежде чем добиться результаты, предупреждайте 3-4 раза с интервалом в 5 минут. Это позволяет подсознательно принять и услышать ваше требование.7. Не давайте сто заданий сразу. Это сложно. Дробите их не мелкие части.8. Ограничивайте гаджеты и мультики. Это мешает адекватному восприятию информации ребенком! 9. Думайте о самооценке ребенка, прежде чем сделать замечание и сказать, что не так, задумайтесь на секунду, о том, какой вред это может ему нанести в будущем!10. Не смотря на все, что я уже сказала, этот пункт очень важен. Активному ребенку нельзя жить во вседозволенности! Помогайте вашему непоседе с детства формировать рамки и границы, это очень важно. Но заранее продумайте как это сделать, не создавая клеток, о которых мы писали выше. Самое лучшее рамки выставленные при помощи игры или сказки, когда малыш делает выводы сам. 11. Давайте обратную связь. Ребенка это важно всегда, а тому, у кого все внутри бурлит особенно!12. Придерживайтесь режима дня, особенно если ваш кроха такой с раннего детства. Цикл жизни очень помогает такому малышу. 13. Если ребенок говорит и может поддержать беседу, сочиняйте с ним сказки диалоги! Это очень здорово помогает разобрать ситуацию и привлечь внимание малыша!